• Дисграфия

    Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Диагностика дисграфии включает анализ письменных работ, обследование устной и письменной речи по специальной методике. Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций.

    Причины

    Развивается недуг в результате нарушения функций тех участков мозга, которые отвечают за процесс овладения письмом. Причин таких нарушений может быть несколько. В первую очередь специалисты выделяют наследственную предрасположенность. Ребенок в таком случае рождается уже с дисграфией и нередко с дислексией, так как она тоже передается от поколения к поколению.

    К следующим причинам, которые влияют на развитие дисграфии, относят травмы и заболевания, затрагивающие головной мозг. Ребенок может подвергнуться им еще до своего рождения, например, в случаях тяжелых родов или внутриутробного инфицирования.

    Кроме того, на ребенка в это время сильное влияние оказывают социально-психологические факторы, которые играют далеко не последнюю роль в развитии способностей и навыков. К таким социально-психологическим факторам относят количество внимания, которое уделяют родители ребенку, достаточность близких речевых контактов, двуязычие в семье, культурный уровень семьи и т. д.

    Дисграфия диагностируется не только у детей школьного возраста. Так как данное расстройство возникает вследствие нарушения функций определенных областей головного мозга, взрослые также могут столкнуться с дисграфией. Это может случиться из-за травм, операций на головном мозге, опухолей, кровоизлияний в мозг, а также инсультов.

    Симптомы

    Дисграфия проявляется нарушениями почерка, достаточным количеством грамматических ошибок в письменной речи, заменой одних букв на другие (чаще — по принципу схожести написания или подобия звуков).

    Почерк у детей с дисграфией зачастую неровный, с отсутствием пунктуационных знаков и заглавных букв. Ребенок обычно пишет медленно, присутствует некая зависимость почерка от эмоционального состояния (чем больше расстроен ребенок, тем более неровный у него почерк). При этом точность других действий, требующих подвижности пальцев, не нарушена. Любопытно, что дисграфия несколько чаще встречается у левшей.

    Регулярные занятия грамматикой зачастую не приносят определенного результата. У ребенка мало-помалу укрепляется ощущение в собственной неполноценности, он старается избегать всех видов деятельности, которые требуют письменной речи.
    Диагностика
    Диагностика заболевания проводится в несколько этапов, первым из которых будет изучение школьных тетрадей ребенка и других письменных работ. Затем специалист начинает изучение речевых навыков пациента, уровня их развития, а также состояния слуха ребенка, его зрения и ЦНС.

    В результате полученных данных проводится обследование следующих показателей: ручная и речевая моторика артикуляционный аппарат определение ведущей руки. фонематический синтаксис и анализ звукопроизношение слуховая дифференциация звуков особенности словарного запаса слоговая структура слов грамматический строй речи.

    Лечение

    Коррекция дисграфии предполагает системный подход. Программа разрабатывается индивидуально с учетом особенностей того или иного случая. Обязательно учитывается форма нарушения.

    Для преодоления нарушения специалист ставит задачу восполнить пробелы в важных для формирования навыка письма процессов. Ведется работа над развитием речи, над ее связностью. Пациенту даются специальные задания на развитие лексикона, формирование грамматики речи. Кроме того, корректируются слуховое и пространственное восприятия, развивается память, процессы мышления. После развития навыков устной речи — на их почве развивается и письменный навык.

    Кроме логопедического комплекса, нередко в коррекцию добавлены и медикаментозные курсы, физиотерапевтические мероприятия, массаж и лечебная физическая культура.

    Оставить комментарий →