• Остеохондроз

Остеохондроз – очень распространенная патология, которая встречается как у взрослых, так и у детей. Заболевание связано с изменениями в костных и хрящевых структурах позвоночника. Из-за этих изменений на нервные структуры оказывается давление, которое приводит к сильным болям и нарушениям двигательной активности.

Принято считать, что остеохондрозу подвержены в основном пожилые люди, но на самом деле болезнь может возникать и у детей.

Причины возникновения остеохондроза у детей:
    — неправильное питание;
    — травматические повреждения позвоночника;
    — гормональные нарушения;
    — нарушения и патологии сосудистой системы;
    — аномалии развития костей;
    — эндокринные нарушения;
    — чрезмерные нагрузки на позвоночник (неправильное сидение и т.д.).

Начальным проявлением остеохондроза является боль в пораженном отделе позвоночника. Боль может быть или относительно постоянной, по типу люмбалгии (продолжительные боли в пояснично-крестцовой области), или носить характер прострела — люмбаго. В дальнейшем по мере прогрессирования патологического процесса наблюдается преобладание боли в том или ином отделе позвоночника. Характерно усиление боли при физических нагрузках, длительном неподвижном или малоподвижном положении, нахождении в неудобной позе, ощущении дискомфорта. Дальнейшее развитие остеохондроза может приводить к выраженной деформации позвоночника по типу кифоза, лордоза или сколиоза.

Шейный остеохондроз проявляется болью сдавливающего или рвущего, реже жгучего характера. Боль при шейном остеохондрозе локализуется в затылке, шее, в области плеча и лопаток. Помимо боли нередко отмечаются расстройства чувствительности и двигательные нарушения в зоне иннервации соответствующих шейных корешков.

При грудном остеохондрозе наряду с типичным болевым синдромом дискогенного происхождения (т. е. связанного с межпозвонковыми дисками) могут наблюдаться боли в области сердца и (или) за грудиной, весьма сходные с болью при стенокардии.

Поясничный остеохондроз часто проявляется болью в соответствующем отделе позвоночника, прострелом (люмбаго), нередко отмечаются расстройства чувствительности в ногах, снижение сухожильных рефлексов, а также вегетативные и трофические нарушения.Кроме отмеченных симптомов, при остеохондрозе выявляются контрактуры (тугоподвижность) мышц (мышц, начинающихся на позвоночнике, мышц плечевого пояса, таза или конечностей), рефлекторные нейрососудистые расстройства, проявляющиеся чувством зябкости, парестезиями, отечностью и изменением цвета конечности.

Для подтверждения диагноза необходимо полное клиническое (включая ортопедическое и неврологическое) и рентгенологическое обследование; при грудном остеохондрозе необходимо исключение коронарной (сердечной) патологии.

Методы лечения остеохондроза

Сначала опишем консервативные методы лечения остеохондроза:
    — Медикаментозный метод лечения. Большинство медикаментов дают временный обезболивающий эффект и показаны скорее при острой боли, нежели при хронической. Сосуды костей плотно соединены со структурой кости и практически не реагируют на спазмолитические препараты. Препараты, позволяющие наращивать хрящевую ткань, эффективны только при очень длительном приеме (от полугода и больше).
    — Рефлекторный метод лечения. Воздействие рефлексотерапии малоэффективно из-за того, что костные рецепторы труднодосягаемы, так как расположены под костной пластинкой и соответственно требуют гораздо более мощных раздражителей.
    — Физиотерапевтический метод лечения. Физиотерапевтическое лечение также малоэффективно — кожа является существенным препятствием для попадания энергии внутрь организма. К примеру, ток в несколько сотен раз ослабляется кожным покровом, а ослабленный ток почти не доходит до кости.

Новым подходом к лечению является метод внутритканевой электростимуляции. Для того, чтобы электрический ток достигал кости, эффективным оказался метод, основанный на использовании металлического проводника в виде иглы.

Суть метода заключается в том, что стерильную иглу прикрепляют к остистому отростку позвонка, после чего к ней подают электрический ток на 20-30 минут. При этом характеристики низкочастотного импульсивного тока подобраны с учетом данных естественного биотока, проходящего по нервам. Данный метод лечения называется «внутритканевой электростимуляцией». Разработанный для внутритканевой электростимуляции аппарат разрешен к производству Минздравом РФ. Курс лечения зависит от числа пораженных позвонков. Стандартный курс лечения состоит из четырех-шести процедур.

Основные механизмы лечебного воздействия:
    — Общерефлекторный механизм лечения заключается во влиянии на головной, спинной мозг и естественной генерации опиатоподобных обезболивающих веществ. Все это способствует улучшению работы нервных центров и купирует состояния очагового торможения.
    — Местное воздействие состоит во влиянии тока на костную ткань. Методом полярографии и методом внутритканевой реографии доказано, что это воздействие восстанавливает кровообращение в проблемном позвонке.
    — Метод внутритканевой электростимуляции действует через периферические нервы, идущие к пораженной конечности или внутренним органам. Ток распространяется в организме по токопроводящим путям — сосудам и нервам. Он активизирует нервные клетки и восстанавливает работу, как нервных стволов, так и синаптических связей. В научном центре «ВТО» им. акад. Г.А. Илизарова (г. Курган) экспериментально было доказано, что под действием электротока происходит ускорение прорастания нерва и восстановление его основных функций. Тем самым ликвидируется главная причина болевого синдрома — раздражение групп ноцицепторов в костных сосудах.

Таким образом,  главной причиной рефлекторного болевого синдрома в позвоночнике является нарушение кровообращения в костной ткани. Соответственно, можно считать эффективным методом внутритканевой электростимуляции, с помощью которого на позвоночник оказывается патогенетическое воздействие и происходит благотворное влияние на весь костный рецепторный аппарат. Процент уменьшения рефлекторных болей очень высок (около 90%), причем с длительной ремиссией. При лечении происходит расслабление мышц, восстанавливается периферический нерв и устраняется болевой синдром. По статистике, устранение болевого синдрома у стационарных больных происходит в 90% случаев, а у амбулаторных пациентов в 92-95% случаев. Сроки лечения сокращаются минимум в 2,5 раза. Все это доказывает то, что данный метод может широко применяться при лечении остеохондрозов различной сложности и локализации.

Если у Вас или Вашего ребенка есть проблемы с позвоночником, обращайтесь в «Клинику аллергологии и педиатрии». Наши специалисты установят правильный диагноз и назначат эффективное лечение.