• Снижение внимания

    Неустойчивость внимания характеризуется тем, что человек не способен сосредоточиться на деле, которое требует долгосрочной перспективы или длительной концентрации. Это часто можно заметить у детей, которые отвлекаются, пытаясь выполнить домашние задание или усидеть на уроке.

    Причины

    Снижение внимания наблюдается у большинства больных как последствие инфекции, интоксикации, нарушения обмена веществ, деятельности эндокринной системы и других патологических процессов, ухудшающих состояние нервной системы. Нарушения концентрации внимания могут быть ниже возможного из-за слишком большого желания человека показать свои способности, добиться максимального результата, победить. Причиной снижения концентрации внимания могут быть также состояние утомления, плохое зрение, нехватка витаминов и микроэлементов, сниженная энергетика организма, слишком длительное сидение перед телевизором и у компьютера, неправильное питание, стрессы, неполноценный отдых и сон.

    Чем меньше ребёнок, тем более сосредоточенно он занимается своим делом и не реагирует на отвлекающие объекты. У маленьких детей интерес более устойчивый. С возрастом первоначальная увлечённость уменьшается, познавательный инстинкт ослабевает, особенно если деятельность не вызывает особого интереса у ребёнка. Постепенно появляется привычка реагировать на малейшие отвлекающие элементы (что-то упало, кто-то зашёл, зазвонил телефон и т.п.)

    Устойчивость внимания во многом зависит от субъективных факторов – от внутреннего состояния, настроения. Если человек заставляет себя быть внимательным – это произвольное внимание. Внимание, которое поддерживается без всяких усилий, само по себе – непроизвольное. Произвольное внимание можно развить, сделать себя более внимательным. Это требует настойчивости, проявления интереса к тому или иному занятию и понимания значения своих действий.

    Виды нарушения внимания

    Выделяют три типа нарушения внимания:

    1 Рассеянное внимание, также называемое «порхающим», которое характеризуются неконтролируемым переключением внимания слабой концентрации. Данный тип невнимательности, как правило, может наблюдаться у детей дошкольного возраста, а также у взрослых, ослабленных болезнью или испытывающих большую усталость.

    2 Невнимательность, называемая «невнимательностью ученого», которая характеризуется осложнением переключения внимания при высоком его сосредоточении и интенсивности на отдельных вещах и мыслях. Данный тип невнимательности присущ людям с навязчивыми мыслями.

    3 Рассеянность внимания, которая характеризуется ощутимыми сложностями с концентрацией внимания и еще большими трудностями в его переключении. Данный тип невнимательности проявляется при временном или постоянном ослаблении интенсивности и силы нервных процессов. У здоровых, но ослабленных в результате переутомления людей, данная рассеянность внимания может наблюдаться на отрезке какого-то времени до восстановления их сил. В качестве же клинического проявления она наблюдается у пациентов с кислородным голоданием мозга и у людей пожилого возраста, страдающих церебральным атеросклерозом. Невнимательность последних также называют «стариковской рассеянностью».

    Диагностика

    Для постановки диагноза необходимо проведение следующих исследований:

    — рентгенограмма головы;
    — клинический или дифференциальный анализ крови;
    — КТ или МРТ головы;
    — электрокардиограмма (ЭКГ);
    — электроэнцефалограмма (ЭЭГ);
    — анализ на электролит;
    — анализ на токсикологию;
    — анализ мочи.

    Лечение

    Если внимание нарушилось из-за негативных эмоций, нервных срывов, психического истощения, стрессов и переутомления, то лечение здесь не требуется. Главное наладить режим дня, не переутомляться, равноценно распределять часы работы и отдыха.

    Важно вести здоровый образ жизни, чаще гулять на свежем воздухе, заниматься спортом и не забывать про посильный труд. Активные занятия способствуют кровоснабжению мозга, а также делают здоровье сильнее, что немаловажно для того, чтобы тренировать утерянные навыки.

    Помните, что интеллектуальная активность оказывает положительное влияние на способности человека мыслить. Сюда относится решение кроссвордов, чтение, изучение компьютера и различные хобби. Если нарушение памяти тесно связано с эмоциями, то следует изменить психологический климат в семье и на работе, стараться избегать стрессовых ситуаций и высыпаться.

    Органические нарушения гораздо серьезнее. Они выражаются в поражении нервной системы и коры головного мозга различными патологиями. Это могут быть опухоли, черепно – мозговая травма, психические заболевания. Наиболее часто такое встречается у людей пожилого возраста. Это явление достаточно устойчиво.

    Самолечением в этом случае заниматься нельзя, а надо срочно обратиться к врачу.

    Оставить комментарий →